;
Покупай лучшее и пользуйся дольше!
  • Журналист

Проблемой низкокачественной бытовой техники и растущих объемов электронного мусора в России уже озаботились на уровне правительства. Минприроды выступило с инициативой обязать производителей обеспечить возможность ремонта товаров потребителями в течение 10 лет с момента выпуска продукции. Пока это предложение лишь рассматривается, однако способ сократить количество отправляемой на свалку техники есть уже сейчас. 

Право на ремонт

Предлагаемая Министерством природы РФ идея позаимствована за рубежом. Аналогичный закон, известный как «право на ремонт», вступил в действие в ЕС с 1 марта 2021 года. Он также призван сократить объём электронного мусора, который в Европе достиг 16 кг на человека в год. При этом 50% приходится на не подлежащую ремонту бытовую технику.

Теперь все производители обязаны будут выпускать руководства по ремонту, а также обеспечивать доступность запасных частей для восстановления вышедшей из строя техники. В Швеции для стимулирования данной деятельности даже снизили НДС на запчасти и услуги мастерских.

Пока что «право на ремонт» в Евросоюзе действует только в отношении в основном крупной бытовой техники – стиральных и посудомоечных машин, холодильников, телевизоров, а также фенов. В дальнейшем предполагается распространить его и на ноутбуки, смартфоны и другие компактные электронные устройства.

Лучше новое купить, чем старое чинить! 

Лозунг из романа-антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», опубликованного в 1932 году, сейчас, как никогда, актуален. Им вполне можно выразить основную идею деятельности большинства производителей техники и магазинов. Идеальным вариантом для них был бы выход из строя товара сразу после завершения гарантийного срока, что заставило бы потребителя приобрести новый.

Поэтому изготовители и их представители любыми путями стараются предотвратить возможность ремонта сложных изделий. Если раньше в комплекте с техникой обычно было не только подробное руководство по эксплуатации, но и зачастую схема, благодаря которой мелкую неполадку мог исправить даже радиолюбитель, то теперь вся инструкция часто помещается на одном листе.

Некоторые недобросовестные производители пошли ещё дальше и намеренно устанавливают компоненты с ограниченным  сроком службы или изменяют конструкцию прибора таким образом, чтобы он быстрее пришел в негодность. Обычно понять это сможет лишь специалист после разборки. Но и в этом случае проблему не всегда можно решить, ведь запчастей лучшего качества нет.

Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи!

А вот это изречение, приписываемое то модельеру Мадлену Вионне, то барону Ротшильду, в наши дни работает не всегда. Дешевые вещи в большинстве случаев действительно изнашиваются раньше, но иногда это происходит и с дорогими, позиционируемыми как качественные и надежные. Поэтому ориентироваться лучше не на стоимость, а на заявленный производителем гарантийный срок, срок службы, если он установлен, а также на достоверные отзывы потребителей. Таким образом, куда более правильным будет подход: покупай лучшее – пользуйся дольше.

При сравнении гарантийных сроков, обеспечиваемых производителями измельчителей пищевых отходов, на данный момент сложилась следующая картина:

  • Bone Crusher – 5 или 6 лет (в зависимости от модели)
  • Insinkerator – 2–5 лет.
  • Omoikiri – 5 лет.
  • Bort – 2 года.
  • Franke – 2 года.
  • Midea – 1 год.

Фактический срок службы качественного измельчителя при условии соблюдения условий эксплуатации, обычно составляет не менее 15 лет. Это подтверждается и отзывами первых пользователей диспоузеров Bone Crusher в России, а также зарубежной практикой. Что касается появившихся на рынке сравнительно недавно устройств под малоизвестными брендами, то, судя по отзывам, у некоторых потребителей они выходят из строя даже до окончания гарантийного срока и крайне редко работают дольше 3 лет.

При выборе товара обратите внимание и на то, где находится ближайший авторизованный сервисный центр. Некоторые производители предлагают отправлять товар для диагностики и ремонта в Москву, а это значит, что даже если они пройдут успешно, вернется обратно он нескоро. Производить демонтаж и монтаж придется своими силами или пользоваться услугами сторонних мастерских

Также следует учесть, что ряд производителей не обеспечивает послегарантийную поддержку ввиду отсутствия запчастей. Вышедшие из строя в течение гарантийного срока приборы в лучшем случае просто меняют на новые. Пришедшие в негодность просто пополняют горы электронного мусора.

Приобретая качественную проверенную временем бытовую технику, вы не только экономите и избавляете себя от необходимости регулярно обновлять её, но и вносите свой вклад в сокращение объема бытовых отходов.