;
Маркетплейсы уверенно завоевывают российский рынок. В 2021 году на них пришлось 39,7% всего оборота онлайн-торговли, в 2022 доля достигла 47,9%. Крупные онлайн-агрегаторы привлекают потребителей широким ассортиментом, выгодной стоимостью, быстрой доставкой и наличием постаматов в пешей доступности. Однако у них есть и очевидные недостатки, в частности, необходимость предоплаты, высокий риск покупки контрафактной продукции и сложности при возврате товаров из-за рубежа.
Первое, что необходимо помнить: маркетплейс – это не простой интернет-магазин, а онлайн-сервис для продавцов, в том числе зарубежных. Иногда продавцом выступает сама компания-владелец торговой площадки, собственный магазин может быть у производителя товара или официального представителя бренда. Это самый надежный вариант, хотя и не всегда самый выгодный. Зачастую аналогичное изделие предлагают приобрести другие организации и индивидуальные предприниматели. В этом случае обращайте внимание на отзывы и рейтинг магазина, время его нахождения на площадке и число возвратов.
Наиболее низкая стоимость продукции обычно в магазинах зарубежных продавцов из Китая, которых на площадках немало. Доставляются такие заказы значительно дольше, причем часто даже в указанный срок продавец не укладывается, а иногда посылку и вовсе заворачивают на таможне. Также для заказов из-за рубежа на маркетплейсах действуют особые условия возврата. Определенные категории товаров надлежащего качества вернуть нельзя вовсе, для других период возврата ограничен 1-3 днями, тогда как по российскому законодательству потребителю на это дается 7 суток.
Когда речь идет о покупке изделия известного бренда, лучше предварительно уточнить в его официальном представительстве список дилеров и информацию о том, может ли данное изделие продаваться из-за рубежа. Если ответ на последний вопрос отрицательный, риск покупки подделки крайне велик, особенно когда речь идет о сложной бытовой технике и других дорогостоящих товарах. В лучшем случае вам достанется изделие нелегального происхождения без гарантии производителя.
Если вы всё же решились сделать заказ из-за рубежа на маркетплейсе, рекомендуем уделить особое внимание процессу получения. Для успешного возврата товара важно получать, распаковывать и осматривать его в пункте выдачи под установленной там камерой наблюдения. Если же заказ доставлен курьером на дом, обязательно записывайте видео одним непрерывным роликом, включив запись до начала распаковки и продемонстрировав целостность коробки.
Наряду с подделками в посылке может оказаться товар другого бренда или иной модели, со следами использования, дефектами или неполным комплектом. Всё это необходимо детально проверять и фиксировать на видео. Дело в том, что с обманом в последнее время часто сталкиваются не только покупатели, но и продавцы, которые отправляют подлинное изделие, после чего получают обратно подделку, подложенную покупателем перед возвратом. Поэтому с высокой долей вероятности без доказательств товар обратно не примут – за это пункту выдачи, который также представляет собой отдельное юридическое лицо или ИП, грозит штраф от маркетплейса.
Помните о том, что при возврате товара надлежащего качества, заказанного из-за рубежа, стоимость обратной пересылки обычно не компенсируется, если это заранее не оговорено продавцом. В некоторых случаях также потребуется заполнить таможенную декларацию, иначе посылка может зависнуть на таможне. Уплаченные за заказ средства вернутся лишь после того, как продавец подтвердит, что получил товар в том же в виде, в каком он был доставлен.
Как показывает практика и многочисленные отзывы о покупках в зарубежных магазинах на маркетплейсах, с ними часто возникают неразрешимые проблемы. Некоторым покупателям удается выбить хотя бы часть потраченных средств после длительного ожидания, споров, а порой даже судебных разбирательств. Другие остается с неисправным или несоответствующим описанию товаром, так как допустили ошибку во время приемки и не могут представить доказательства нарушения закона со стороны магазина.