;
Контрактное производство IKEA vs. BORT

В 21 веке большинство крупных международных компаний активно используют децентрализацию, размещая свои производственные площадки по всему миру или заказывая изготовление товаров на имеющихся предприятиях в разных странах мира. Это позволяет сократить затраты на логистику сырья и готовой продукции, а в некоторых случаях ещё и сэкономить на оплате труда, сохраняя контроль над качеством. Однако следует отличать эти изделия от товаров эконом-сегмента, выпускающуюся в тех же странах под малоизвестными брендами. В последнем случае на первый план выходит низкая стоимость, ради которой производитель готов пожертвовать надежностью, ремонтопригодностью и сроком службы, а значит и своей репутацией.

 

Характерный пример удачного воплощения в жизнь концепции децентрализации – контрактное производство товаров под торговой маркой IKEA, фирменные магазины которой на начало 2024 года имеются в 62 стране. Штаб-квартира компании расположена в Нидерландах, там же разрабатывается дизайн большинства изделий. А вот выпуск их по возможности стараются наладить в той же стране или хотя бы в том же географическом регионе, где продукция будет реализовываться. С учетом широкого ассортимента предлагаемой продукции такой подход полностью оправдывает себя.

 

Найти информацию о том, кто конкретно производит тот или иной товар под брендом ИКЕА, довольно сложно, однако страна происхождения обычно указана в сертификатах. Некоторые товары могут изготавливать параллельно сразу в разных странах. Чаще всего производителей мебели, текстиля и других простых предметов быта удается найти там же, где они будут в дальнейшем продаваться. При этом компания строго следит за соблюдением своих стандартов, не допуская появления на полках магазинов несоответствующей им продукции.

 

Именно сочетание доступных цен, стабильно высокого качества изделий и сервиса во всех странах присутствия позволили IKEA заслужить репутацию ведущей мировой компании. К сожалению, в 2022 году ИКЕА вынуждено покинула российский рынок. Некоторые брендовые товары, выпускаемые в других странах, продолжают поставляться параллельным импортом, однако на практически эталонный сервис и гарантию больше рассчитывать нельзя.

 

Сейчас на фоне уходя целого ряда зарубежных брендов главенство на российском рынке постепенно занимают товары низшего и среднего ценового сегмента под менее известными торговыми марками. Некоторые из них появились в течение последних двух лет, другие же были известны и раньше, хотя и занимали более узкую нишу. Объединяют их общий подход и производственные площадки, расположенные в основном на территории Китая и Турции.

 

Типичным представителем этой группы является компанию Bort. Согласно данным сайта https://onlinepatent.ru/trademarks/482440/ правообладателем товарного знака № 482440, зарегистрированного 14.03.2013, является ОРТ ГЛОБАЛ ЛИМИТЕД, СЬЮТС 3009-12 ШУИ ОН СТР 6-8, ХАРБОР РД ВАН ЧАЙ ГОНКОНГ, СПЕЦИАЛЬНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РАЙОН КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (CN). На официальном русскоязычном сайте указано, что инженеры компании Bort Global, находятся в Германии. Однако никаких подтверждений этому не представлено.

 

Поначалу под торговой маркой Bort на российский рынок поставлялись исключительно электроинструменты и садовая техника эконом-сегмента, которые до определенного момента не были востребованы из-за большого количества конкурентов. В дальнейшем компания стала постепенно осваивать нишу бытовой техники, добавив в ассортимент пылесосы, отпариватели, парогенераторы и прочие подобные товары. В течение последних двух лет ассортимент товаров под торговой маркой Борт значительно расширился за счет автотоваров, новых видов бытовой техники даже товаров для гигиены и здоровья. В частности, добавились измельчители пищевых отходов и ирригаторы.

 

Появление на российском рынке определенных товаров Bort достаточно четко совпадает с ростом их популярности у населения. Как только представители компании замечают интерес к продукции, они сразу же размещают заказ на её производство под своим брендом. Ни о какой собственной разработке в данном случае речи не идет, как и о соответствии европейским стандартам. У компании попросту нет ресурсов для того, чтобы обеспечить контроль качества всей продукции. В результате оно зависит лишь от того, насколько хорошо отлажен производственный процесс и выходной контроль на заводе. Так как в основном речь идет о дешевых изделиях, обычно дело с этим обстоит не очень хорошо.

 

Как показала практика ИКЕА, именно тщательно проработанный дизайн и строгий контроль производства во многом обеспечивает качество изделий. Во всяком случае, никто из работавших ранее на компанию российских производителей мебели не смог обеспечить сохранение высоких стандартов бренда и наладить выпуск на том же уровне. Когда же усилия компании сосредоточены главным образом на агрессивном продвижении продукции, при этом не уделяется должного внимания её надежности, безопасности и долговечности, это обычно напрямую отражается на её качестве в целом. Это стоит учитывать при приобретении товаров малоизвестных брендов.